Фрагмент для ознакомления
2
Государство на своей таможенной территории регулирует внешнюю торговлю посредством ряда мер.
Этот комплекс включает в себя следующие методы и формы воздействия на различные экспортно-импортные операции:
1. нетарифное регулирование - государство использует систему правовых, административных и иных инструментов регулирования внешней торговли;
2. тарифное регулирование - государство как носитель таможенного суверенитета использует таможенный тариф и систему таможенных пошлин
Тарифное регулирование включает таможенный тариф (ставки ввозной таможенной пошлины по товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности), тарифные льготы и преференции, а также тарифные квоты. Ввозная таможенная пошлина имеет четко определенное экономическое содержание и оказывает непосредственное влияние на торговлю товарами. Сумма уплаченной ввозной таможенной пошлины включена в цену товара, что увеличивает его стоимость и снижает конкурентоспособность иностранных товаров по сравнению с аналогичными товарами отечественного производителя.
Развитие института тарифного регулирования в России связано с тремя направлениями государственной таможенной политики: использование строго защитной тарифной системы, более умеренный протекционизм и, наконец, экономический либерализм - выбор которого зависел от интересов промышленное развитие, внешняя торговля и даже внешняя политика. Более того, безусловное управление таможенными пошлинами из всех налоговых поступлений в казну чаще всего было результатом как развития внешней торговли России, так и целенаправленной политики правительства с умеренным протекционизмом.
Таможенные тарифы являются инструментом таможенной политики в области таможенного регулирования экономики страны, который используется для реализации целей торговой политики и представляет собой набор ставок таможенных пошлин для облагаемых товаров, систематизированный в соответствии с номенклатурой товаров. , внешнеэкономическая деятельность. В Российской Федерации таможенным тарифом является ЕАЭС ТН ВЭД и ставки таможенной пошлины на каждую единицу товара. Раздельные импортные и экспортные таможенные тарифы.
Тарифное регулирование - это метод государственного регулирования внешней торговли товарами, осуществляемый путем изменения, установления, поддержания и прекращения таможенных пошлин на товары, перемещаемые через таможенную границу. Основной целью является регулирование внешней торговли товарами, в том числе защита внутреннего рынка Российской Федерации и стимулирование прогрессивных структурных изменений в экономике в соответствии с международными договорами государств-членов Таможенного союза и законодательством Российской Федерации, путем установление ввозных и вывозных таможенных пошлин. Эта концепция тарифного регулирования в настоящее время закреплена на законодательном уровне. Некоторые авторы предлагают другую концепцию в теории права. Тарифное регулирование внешней торговли представляет собой совокупность методов внешнеторгового регулирования государственной деятельности, которые основаны на применении таможенных пошлин, таможенных процедур и правил.
Тарифные меры регулируют затраты и цены на импортируемые и экспортируемые товары с учетом издержек и цен отечественных производителей, эффективности потребления отечественных и импортных товаров, а также необходимости максимизировать потребность в определенных товарах. Механизм влияния тарифного регулирования на внешнюю торговлю заключается в его непосредственном воздействии на обмен товарами между странами путем применения таможенных пошлин.
Таможенные пошлины являются основным элементом тарифного регулирования. Эффективность такого типа регулирования в значительной степени зависит от уровня их экономической целесообразности.
Применение мер тарифного регулирования преследует такие цели, как:
-защита отечественных производителей от иностранной конкуренции;
- обеспечение поступления средств в бюджет
-стимуляция прогрессивных структурных изменений в экономике.
Основными задачами тарифного регулирования, актуальными для нашей страны, являются:
-поддержка конкурентоспособности продукции отечественных предприятий;
-повысить модернизацию и инновационную составляющую экономики;
- поддержание необходимого уровня инвестиционной привлекательности отраслей или отраслей;
- повысить конкурентоспособность белорусского экспорта.
Достижение целей и решение этих проблем обеспечивается рациональным использованием элементов тарифного регулирования, к которым относятся:
Таможенный тариф;
товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности;
таможенная пошлина;
таможенные процедуры;
тарифные стимулы;
страна происхождения товара;
таможенная стоимость.
Тарифное регулирование является важным и длительным процессом, который включает в себя несколько взаимосвязанных операций: во-первых, разработку таможенного тарифа, а во-вторых, его правильное применение. Первая группа операций таможенного регулирования тарифов включает обоснование и определение уровня таможенных пошлин; оценка социально-экономических последствий их изменения; формирование таможенного тарифа и системы таможенных процедур. Вторая группа включает в себя:
определение страны происхождения товара;
определение таможенной стоимости;
начисление таможенных пошлин.
В условиях современной глобализации мировой экономики построение всех элементов тарифного регулирования приведено к единообразию на основе международных договоров. Наиболее важными из них являются Генеральное соглашение по тарифам и торговле и другие соглашения ВТО; Конвенция о гармонизированной системе описания и кодирования товаров; Таможенная конвенция о международной перевозке грузов с использованием книжки МДП; другие многосторонние и двусторонние международные договоры (например, НБН в торговле).
В последнее время тарифное регулирование стало основным методом государственного регулирования внешней торговли. В настоящее время роль тарифных инструментов ослабевает из-за упора на либерализацию торговли.
Эффективный механизм тарифного регулирования является предпосылкой активной и эффективной таможенной политики каждого государства.
Таможенная политика - это комплекс мер, определяющих приоритеты, пути и средства достижения государственных целей в сфере регулирования трансграничного перемещения товаров.
Таможенная политика направлена на обеспечение эффективного использования инструментов таможенного контроля и регулирования торговли на таможенной территории; реализация торгово-политических целей по защите внутреннего рынка; стимулирование развития народного хозяйства; содействие в реализации и осуществлении структурной перестройки и т. д. Таможенная политика направлена на увеличение объемов и совершенствование структуры экспортно-импортных товарных потоков и повышение эффективности внешнеторговых операций отечественных хозяйствующих субъектов.
Итак, таможенное регулирование заключается в установлении порядка и правил, совокупности методов и средств, обеспечении и соблюдении тарифных и нетарифных мер регулирования. Благодаря сочетанию таких элементов, как: единый таможенный тариф, методы определения таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу ЕАЭС, порядок подтверждения страны происхождения товаров, а также система тарифных преференций введена система тарифного регулирования внешней торговли.
Стоит отметить, что тарифное регулирование является одной из основ таможенного дела. Деятельность таможенных органов заключается в обеспечении соблюдения таможенных и тарифных правил. В связи с этим знание нормативно-правовой базы, механизма, инструментов тарифного регулирования является важным условием для квалифицированной и качественной работы сотрудника таможни.
История возникновения и развития как института тарифного регулирования, так и таможенной деятельности в целом тесно связана с историей возникновения и развития российского государства. Со временем таможенные пошлины наряду с фискальной функцией также начинают выполнять протекционистские и балансирующие функции. Эволюция института тарифного регулирования в России связана с такими направлениями государственной таможенной политики, как: использование строго защитной тарифной системы, умеренный протекционизм и, наконец, экономический либерализм - выбор которого зависел от развития экономики. промышленность, внешняя торговля и даже внешняя политика. В то же время безусловное управление таможенными пошлинами из всех налоговых поступлений в казну было главным образом следствием как развития внешней торговли России, так и результатом умеренно направленной протекционистской политики правительства.
В настоящее время тарифное регулирование служит не только инструментом общей экономической политики на национальном уровне, но и объектом регулирующей деятельности экономических организаций, деятельность которых заключается в создании общих принципов, методов и правил тарифного регулирования. регулирование. с целью устранения препятствий на пути развития международной внешней торговли. Основой тарифного регулирования внешней торговли является решение значительных проблем и стремление к достижению интересов личности, общества и государства.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Таможенный кодекс Таможенного союза (ред. от 08.05.2016) (приложение к Договору о Таможенном кодексе Таможенного союза, принятому Решением Межгосударственного Совета ЕврАзЭС на уровне глав государств от 27.11.2010 N 17).
2. Федеральный закон «О наркотических средствах и психотропных веществах» от 08.01.1998 N 3-ФЗ (последняя редакция).
3. Постановление Правительства РФ от 12.07.2012 N 565 (ред. от 23.11.2017) «Об утверждении перечня товаров, в отношении которых допускается переработка для внутреннего потребления».
4. Приказ ФТС РФ от 25.07.2009 N 917 (ред. от 21.10.2011) «Об использовании таможенными органами договоров поручительства, заключаемых в рамках генеральных договоров поручительства между ФТС России и поручителями, в качестве меры по обеспечению соблюдения таможенного законодательства Российской Федерации при внутреннем и международном таможенном транзите».
5. Решение Комиссии Таможенного союза от 18.06.2011 N 331 (ред. от 21.12.2017) «Об утверждении перечня товаров, временно ввозимых с полным условным освобождением от уплаты таможенных пошлин, налогов, а также об условиях такого освобождения, включая его предельные сроки».
6. Решение Комиссии Таможенного союза от 20.05.2011 N 329 (ред. от 30.11.2017) «О перечне категорий товаров, в отношении которых может быть установлена специальная таможенная процедура, и условий их помещения под такую таможенную процедуру».
7. Russia Economic Report, No. 44, December 2020 : Russia's Economy Loses Momentum Amidst COVID-19 Resurgence; Awaits Relief from Vaccine https://openknowledge.worldbank.org/handle/10986/34950
8. World Tariff Profiles 2019 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.wto.org/english/res e/pub lications e/world tariff profilesl8 e.htm.
9. World Trade Organization (WTO) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://tao.wto.org/report/Tariff AndTradeProfiles.aspx.
10. Бекяшев К.А., Моисеев Е.Г. Таможенное право. - М.: Проспект, 2019. - 336 с.
11. Кобзарь-Фролова М.Н. Особенности и специфика таможенного регулирования в Российской Федерации: ретроспективный анализ и современное состояние // Финансовое право. - 2020. - № 3. - С. 21 - 26.
12. Маховикова Г.А., Павлова Е.Е. Таможенное дело. - М.: Юрайт, 2017. - 408 с.
13. Тимошенко И.В. Таможенное право. Конспект лекций / И.В. Тимошенко. - М.: Феникс, 2017. - 320 с.
14. Халипов С.В. Таможенное право. - М.: Юрайт, 2019. - 374 с.
15. Чермянинов Д.В. Объект и предмет таможенных правоотношений // Административное право и процесс. - 2020. - № 2. - С. 58 - 61.
16. Шохин С.О. Проблема научного осмысления таможенных правоотношений // Таможенное дело. - 2020. - № 3. - С. 34 - 37.